Salvator Mundi Леонардо да Винчи: споры вокруг авторства

Принадлежавшая ранее Дмитрию Рыболовлеву картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (Salvator Mundi) ушла с молотка на аукционе Chrisitie’s за $450,4 млн. По информации The New York Times на торги ее выставил трастовый фонд миллиардера. В 2013 году картина была приобретена за $127,5 млн. у арт-дилера Ива Бувье. Имя нового обладателя «Спасителя мира» не разглашается. Картина, вероятно, была написана для французского королевского дома и попала в Англию после женитьбы Карла I на принцессе Генриетте Марии в 1625 году, – сообщает ТАСС со ссылкой на эксперта, Люка Сэйсона. Она числилась в реестре королевской коллекции, составленном через год после казни Карла I в 1649 году, затем была продана на аукционе в 1651 году и к 1666 году вернулась в королевскую коллекцию при Карле II. По некоторым данным, картина находилась в личном кабинете короля. После 1763 года ее следы потерялись. Пожалуй, этот факт стал причиной споров, разгоревшихся вокруг авторства Леонардо да Винчи. Le Corbusier Art Gallery внимательно следит за дискурсом и предлагает вашему вниманию наиболее яркие высказывания.

Ведомости: Казалось бы, что спорить, все ясно – случайно найденное полотно после тщательной реставрации было признано группой экспертов действительно работой Леонардо да Винчи. Не всеми, но полное согласие авторитетных специалистов редко встречается. Тем более в таком сложном деле, как установление автора произведения 500-летней давности, когда технологические исследования не доказывают, писал ли сам гений или кто-то из его учеников.

Gazeta.Ru: Денежные вопросы – не единственное, что смущает в связи со «Спасителем мира». Многие в индустрии вообще сомневаются в том, что картина принадлежит кисти Леонардо. Нью-йоркский критик Джерри Сальц опубликовал в преддверии торгов, 14 ноября, в издании Vulture колонку, в которой подверг сомнению подлинность «Спасителя мира». Сходу задавшись вопросом, что делает картина Леонардо на аукционе «Послевоенное и современное искусство», он цитирует одного из посетителей: ««Все дело в том, что 90% этой картины создано в последние 50 лет».

Коммерсантъ: На картине Христос, одетый в голубой хитон, перехваченный на груди крест-накрест лентой с золотым орнаментом (иконографически деталь малоупотребительная — но возможно, что это намек на столу, деталь облачения католического священника), и голубой же гиматий, благословляет правой рукой, а в левой держит прозрачную сферу — символ мироздания. Именно эта сфера вызвала недюжинные сомнения у Уолтера Айзексона, автора часто цитируемой в последнее время популярной биографии Леонардо. Айзексон указывает, что шар из горного хрусталя (а Леонардо, очевидно, именно такой предмет имел в виду), как, впрочем, и цельностеклянный шар обладает совершенно определенными оптическими свойствами. Вещи, находящиеся за ним, он показывает увеличенными и в перевернутом виде. Сфера из «Спасителя мира» ведет себя, как мы видим, иначе. Возможно ли, спрашивает Айзексон, чтобы Леонардо, универсальный гений, обладавший огромным опытным знанием в стольких дисциплинах и в особенности в необходимой для живописца оптике, художник, стремившийся досконально изучить изображаемый предмет, не останавливаясь ни перед чем, чтобы этот Леонардо сделал такую детскую ошибку?

Share Button
0 180
LeCorbusier